Top.Mail.Ru

16-26 апреля – ночью
27-30 апреля – после полуночи

Видимость планет

Планеты, видимые невооруженным глазом

Меркурий –планета не видна.

Венера – планета не видна.

Марс – планета не видна. Красная планета появится на утреннем небе лишь летом 2024 года.

Юпитер – звездная величина -2,0m. Планету можно отыскать в сумерках на западе, низко у горизонта после захода Солнца.

Сатурн – планета не видна.

Планеты, не видимые невооруженным глазом

Уран – звездная величина 5,8m. Весь 2024 год Юпитер является ориентиром для поиска на небе Урана. Планету видно первую половину апреля на западе рядом с Юпитером.

Нептун -планета не видна. Соединение с Солнцем 17 марта.

Кометы

Комету 12Р/Pons-Brooks можно наблюдать невооруженным взглядом (звездная величина 5m) после захода Солнца нам западе. 10 апреля серп Луны, комета 12Р/Pons-Brooks, Юпитер и Уран в одном участке неба. Комета на своем пути движется к югу по созвездию Овна.

Комета C/2021 S3 PANSTARRS перемещается к северу по созвездию Лебедя при блеске около 9m. C/2021 S3 PANSTARRS – это короткопериодическая комета, которую открыли в 2021 году телескопом Pan-STARRS в обсерватории Халеакала на Гавайях, США.

Другие кометы доступные для небольших телескопов в 2024 году: P/Tsuchinshan (62P), P/Kushida (144P), P/Olbers (13P), Tsuchinshan-ATLAS (C/2023 A3) и P/Brewington (154P), ожидаемый блеск которых составит 10m и ярче. Список комет не является неизменным: могут открыть новые, потерять уже известные кометы; может увеличиться блеск ожидаемых комет (возрасти до возможности наблюдения невооруженным взглядом).

Метеорные потоки апреля

Метеорный поток Лириды активен с 16 по 29 апреля 2024 года.

Лириды - это «звездный дождь» средней силы, который обычно порождает большое количество метеоров в течение трех ночей, сосредоточенных на максимуме. Лириды могут производить огненные шары. Эти метеоры лучше всего видны из северного полушария, высоко в небе на рассвете. Его радиант (точка, из которой происходит видимый вылет метеоров) лежит на границе созвездий Лиры и Геркулеса. Исторически метеорный поток Лирид прослеживается в течение 2500 лет. Созвездия Лиры и Геркулеса видны всё темное время суток, появляются вечером на северо-востоке и к утру поднимаются максимально высоко на юге. Яркую  навигационную звезду Вегу из созвездия Лиры хорошо видно в сумерки.

Родительский объект: комета Тэтчера (C/1861 G1). Метеорный поток не отличается выраженным всплеском. Можно увидеть 2-3 метеора в час. Возможен максимум до 20 метеоров в час, который приходится на утренние часы 22 апреля. Но бывали всплески – 90 частиц.

Метеорный поток Эта-Аквариды активен с 19 апреля по 28 мая 2024 года

Эта-Аквариды – слабый метеорный поток для северного неба. Активность хороша в течение недели близкой к максимуму активности. Это быстрые метеоры, но мало огненных шаров. Радиант лежит в созвездии Водолея, которое появляется из-за горизонта ближе к утру в восточной части неба. Родительский объект: комета Галлея 1P/Halley.

Есть прогнозы, что этот поток будет довольно сильным в 2024 году из-за взаимодействия частиц с планетой Юпитер. К счастью, в 2024 году Луна не помешает наблюдениям. Возможный максимум Эта-Акварид 50 метеоров в час в ночь с 5 на 6 мая 2024 года.

Материал подготовила Виктория Дамм, УНЦ «Планетарий»
Источники: астрономический ежегодник 2024,
астрономический календарь на 2023/2024 учебный год. Выпуск 74;