Top.Mail.Ru

16:38

Первая четверть

24 августа

16:57

Полнолуние (Второе полнолунная в месяце - Голубая Луна)

31 августа

08:36

Видимость планет

Планеты, видимые невооруженным глазом

Меркурий – планета не видна.

Венера – звездная величина -4,2m. Нижнее соединение – 13 августа. Период утренней видимости Венеры начинается в конце августа. Планета будет видна в предрассветные часы.

Марс – не благоприятные условия для наблюдения красной планеты продлятся до лета 2024 года.

Юпитер – звездная величина -2,5m. Планета видна ночью, поднимаясь высоко к утру.

Сатурн – звездная величина 0,5m. Планета выходит из-за горизонта вечером, видна всю ночь. Противостояние – 27 августа.

Планеты, не видимые невооруженным глазом

Уран – звездная величина 5,7m. Планета выходит из-за горизонта следом за Юпитером.

Нептун - звездная величина 7,8m. Нептун можно отыскать ночью. Выходит планета из-за горизонта следом за Сатурном.

Метеорные потоки августа

Южные Дельта-Аквариды

Активность метеорного потока продлится до 23 августа.

Данный поток сформировался при разрушении объекта, из которого образовались современные кометы Марсдена и Крахта. Метеорный поток получил своё название, поскольку радиант расположен в созвездии Водолея, вблизи Дельты Водолея.

Данный поток состоит из двух частей, Южных и Северных Дельта-Акварид. Южные Дельта-Аквариды являются более сильным потоком, наблюдается 15-25 метеоров в час. Северные Дельта-Аквариды являются слабым потоком, пик активности приходится на середину августа, в среднем в час наблюдается 10 метеоров.

Дельта-Аквариды лучше всего наблюдать в предрассветные часы вдали от городской засветки. Наблюдатели в Южном полушарии имеют преимущество при наблюдениях, поскольку радиант располагается высоко в небе в период пика активности.

Персеиды

Активность самого известного и самого ожидаемого ежегодного метеорного потока Персеид приходится на период с 17 июля по 24 августа.

Популярность этого «звездного дождя» связана с тем, что вершины своей активности он достигает в теплые августовские ночи. Пик приходится на 13 августа. Максимальное количество частиц - 100 метеоров в час. Увидеть падающие звезды можно не только 13 августа, но и весь период активности.

Персеиды образуются в результате прохождения Земли через шлейф пылевых частиц, выпущенных кометой 109P/Свифта-Туттля. Метеоры белого цвета, быстро прочерчивают небо, оставляя светящийся след. Их скорость – 59 км/с.

Название Персеиды берется от созвездия, в котором находится радиант (точка на небосводе, из которой, как нам кажется, возникают метеоры), это созвездие Персея – известного героя мифов древней Греции.

Для того чтобы наблюдать «падающие звезды» не нужны бинокли и телескопы, так как частицы стремительно разлетаются в разные стороны на большом участке неба. Желательно удалиться от городской засветки и высотных зданий, туда, где виден горизонт и ясное небо.

Созвездие Персея видно всю ночь в восточной части неба, к утру поднимаясь максимально высоко.

Суперлуние и Голубая Луна

«Голубая Луна» - такое интересное название получило второе полнолуние в месяце!

Это явление произойдет 31 августа! Это довольно редкое событие, наблюдаемое в среднем каждые 2,7154 года. Такое случается из-за несовпадения между календарным месяцем и периодом полной смены всех фаз Луны (синодический период около 29,5 дней). Это явление, а точнее вторую полную Луну в месяце и назвали «Голубая Луна».

В разных странах и разные времена оно называлось по-своему. Название «Голубая Луна» обусловлено не сменой цвета Луны, а идиоматическим выражением «Once in a Blue Moon», заимствованным из английского языка. Оно переводится как «Однажды при голубой Луне» (смысл которого - крайне редко, либо никогда). Луна в этот день будет выглядеть также, как и в остальные полнолуния года, то есть будет иметь обычный, пепельно-серый цвет.

В 1943 году в американском научно-популярном астрономическом журнале "Sky & Telescope" ошибочно было растиражировано мнение, что второе полнолуние в месяц и есть "Голубая Луна" со ссылкой на данные, найденные в издании "Фермерского альманаха" 1937 года. А затем много лет спустя в популярной радиопередаче было повторено тоже ошибочное определение, тем самым большинство людей стало считать второе полнолуние в месяце "Голубой Луной". Только в 1999 году журнал Sky & Telescope разъяснил в статье "What's a Blue Moon?" свою ошибку. Но два полнолуния в одном месяце бывает не каждый год, поэтому, не будет ошибкой называть событие "Голубой Луной" за счет редкости явления.

Луна все же может иметь голубоватый оттенок из-за преломления света в микроскопических частицах атмосферы во время извержений вулканов или от дыма лесных пожаров, но не в этом случае!

Материал подготовила Виктория Дамм, УНЦ «Планетарий»
Источники: астрономический ежегодник 2023,
астрономический календарь на 2022/2023 учебный год. Выпуск 73;