Система подготовки и повышения квалификации молодых учителей и преподавателей высшей школы (не имеющих педагогического образования)

Современные условия подготовки педагогических кадров требуют наделение их инновационными компетенциями в области сбора, анализа и отбора учебного материала, разработки актуальных образовательных курсов, организации и проведении образовательного процесса, учитывающего как разнородность обучаемой аудитории, так и персонализацию траектории обучения каждого конкретного обучающегося.

В силу постоянной нехватки кадров вузы и школы РФ, иные образовательные учреждения все чаще привлекают к работе молодых и перспективных специалистов, не имеющих педагогического образования, а значит, не владеющих передовыми знаниями в области преподавания и инновационных форм организации образовательного процесса. На них ориентирован данный проект.

Сфера деятельности: образование

Цель проекта: подготовка научно-педагогических кадров, владеющих современными образовательными технологиями, способных к реализации инновационных подходов в образовательном процессе, в том числе через организацию научно-исследовательской деятельности студентов (групповая работа над проектами).

Задачи проекта:
1. Сформировать у обучающихся:
- системное понятие о педагогике как науке;
- навыки планирования, организации и проведения научно-исследовательской работы студентов в рамках образовательного процесса.
- устойчивые, осознанные принципы организации, планирования, проведения и контроля качества учебного процесса;
- понимание системы прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса;
- понимание системы структурных элементах технологии разработки учебного курса;
- навыки уверенного публичного выступления; создания Power Point презентаций.
2. Научить обучающихся:
- постановке учебных целей и задач образовательного курса и учебного занятия;
- применению в деятельности гибкие системы  оценивания учебных достижений студентов;
- использованию психологических аспектов восприятия визуальной и вербальной информации обучающимися;
- планированию, подготовке и проведению учебных занятия по специальности с применением поливариантных и много процессных форм организации учебного процесса;
- планированию количества задач учебного занятия и порядка их решения; разработке методики проведения учебного занятия; организации контроля и поддержки внимания и мотивации обучающихся в ходе учебного занятия;
- применению в своей деятельности современных образовательных технологий, используемых в высшей и средней школе.

Ожидаемые результаты: успешная подготовка научно-педагогических кадров, владеющих современными образовательными технологиями, способных к реализации  инновационных подходов в образовательном процессе, в том числе через организацию научно-исследовательской деятельности студентов (групповая работа над проектами).

Курс апробирован на занятиях с аспирантами и начинающими преподавателями СГУГиТ (2013-2015 гг.), молодыми учителями Технического лицея при СГГА (2013, 2014 гг.), начинающими преподавателями и аспиратами 24 индийских и непальских университетов (2015 г.).

Основываясь на интересе, проявленном Уханьским университетом (Китай) и CEPT университетом (Индия), к ежегодному преподаванию данного курса в течение семестра на базе данных университетов, с оплатой всех затрат, понесённых СГУГиТ, его можно считать экономически эффективным.

По окончании курса обучаемый знает:
- методологические и теоретические основы психологии и педагогики, основные функции и сферы применения психолого-педагогических знаний в профессиональной сфере деятельности;
- основные положения современных педагогических технологий образования и развития личности;
- индивидуально-психологические особенности личности, механизмы мотивации и регуляции ее поведения и деятельности;
- основные методы, принципы, формы и средства педагогического воздействия на личность и группу;
- психологические предпосылки повышения эффективности педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку специалистов.
По окончании курса обучаемый умеет:
- организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение, преодолевать барьеры общения;
- анализировать, учитывать при решении жизненных и профессиональных задач индивидуально-психологические особенности личности, её возможности в работе команды;
- логически верно, аргументированно строить свою устную и письменную речь, эффективно использовать вербальные и невербальные средства общения;
- использовать психолого-педагогические знания, технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности.
По окончании курса обучаемый владеет:
- культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- приёмами установления и развития деловых, межличностных отношений;
- современными приёмами планирования и организации научно-исследовательской работы студентов в рамках учебного процесса;
- методами и приёмами участия в дискуссиях, выступления с докладами и сообщениями, отстаивания собственного мнения;
- современными психолого-педагогическими технологиями обучения и воспитания.

Команда проекта:
Мусихин Игорь Александрович, проректор по международному сотрудничеству СГУГиТ, к.п.н.
Широкова Тамара Антоновна, доцент, к.т.н.
Евсеева Елена Александровна, заведующая РИО СГУГиТ

Контакты:
тел.: +7 (383) 343 25 39
e-mail: dir.mo.center@ssga.ru
адрес: 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного,10, каб. № 337