Top.Mail.Ru

Герои в космосе: происшествия на орбитальных станциях

Учебно-научный центр «Планетарий» подготовил серию публикаций, посвященных Дню защитника отечества.

Предлагаем вашему вниманию несколько историй о нештатных ситуациях на орбитальных станциях, с которыми героически справились мужчины-космонавты!

Пожар на орбитальной станции «МИР»

23 февраля 1997 года на станции произошло возгорание кислородной шашки регенерации атмосферы. Чистый воздух на орбите вырабатывается из воды, но его хватает только для экипажа из троих человек. Если людей на станции больше, используют воздух, привезенный с Земли, точнее не воздух, а кислородные шашки или по-другому генераторы кислорода. Для шестерых человек, чтобы дышать легко, в день надо сжигать не менее трёх шашек.

Пожар в космосе - это катастрофа и почти всегда смерть. Пожарные на помощь не приедут, гидрантов под рукой нет, от огня и дыма никуда не деться. Даже открыть окно и проветрить помещение не получится - в космосе вакуум, безвоздушное пространство.

На станции в тот момент находилось шесть человек из 22-й и 23-й экспедиций: Валерий Корзун, Александр Калери, Василий Циблиев, Александр Лазуткин, Райнхольд Эвальд и Джерри Линенджер. К станции было пристыковано два корабля «Союз ТМ», что позволяло эвакуировать всех людей, однако один из кораблей оказался отрезан.

Ситуация ухудшалась тем, что атмосфера оказалась задымлена. Весь экипаж надел противогазы. Противогазы на «Мире» специальные, космические, в отличие от обычных они сами вырабатывают кислород для дыхания, их ещё ни разу не использовали по назначению. В таких противогазах гибель от удушья не грозит на ближайшие два часа. Ровно настолько рассчитан их ресурс. И за эти 2 часа надо успеть найти выход.

После устранения очага возгорания из-за задымления космонавтам пришлось некоторое время носить респираторы. К утру 24 февраля дым на станции «Мир» рассеялся полностью, дышать стало безопасно, запах гари остался лишь в очаге пожара.

«Со дня на день нам нечем будет дышать…»

Вскоре после ликвидации пожара на орбитальной станции «МИР», 23 февраля 1997 года, экипаж снова оказался под угрозой.

На станции сломалась установка по производству кислорода «Электрон». Она разлагает обычную воду на кислород и водород. Кислородом дышат, водород стравливают за борт.

На станции есть две такие установки, вторая на случай если сломается первая. Космонавты запускают её, но и она ломается через день. Один выход всё-таки есть, но уж слишком рискованный, снова начать использовать кислородные шашки. На Земле идею космонавтов наотрез отвергают - не хватает ещё одного пожара. Ведь в ЦУПе до сих пор не знают причины, по которой 23 февраля на «Мире» загорелась шашка, но космонавтам от этого не легче, воздух на станции может появиться только в одном случае - если снова использовать эти самые шашки.

По приказу на Земле жгут около сотни кислородных шашек, в них даже засовывают тряпки, бумагу и другие горючие предметы, может космонавты случайно что-то положили в установку и это послужило причиной пожара. Но ни одна из шашек на Земле не вспыхивает.

Специалисты констатируют, пожар возник из-за единичного дефекта, шашки не опасны. ЦУП даёт космонавтам добро. Только теперь при зажигании космонавт держит наготове огнетушитель, мало ли что.

Раз есть воздух то можно жить, но космонавтов начинает беспокоить температура внутри станции, она медленно, но неуклонно растет, вроде бы всего ничего, по 3 градуса в сутки, но через четыре дня в главном модуле «Мира» становится как в пустыне +40, а в некоторых других отсеках до +48 при максимально допустимом +28. Вентиляторы уже не спасают, они лишь гонят душный горячий воздух, к тому же на всей станции сильная влажность. Круглые сутки космонавты как в турецкой бане, только выйти на свежий воздух некуда.

В космосе жара и холод вещи несовместимые, снаружи солнце нагревает корпус «Мира» до +130 градусов, в тени он охлаждается до -120, но внутри всегда должно быть максимум 28 и минимум 20 градусов тепла. По расчетам врачей эта температура единственно возможная для полугодового полета. Космонавты живут как бы внутри кондиционера, если становится холодно на «Мире» есть электрические нагреватели, если жарко - включают систему охлаждения.

На станции система кондиционирования особая - по стенам всех модулей «Мира» протянуты тонкие трубки, по ним бежит охлаждающая жидкость - этиленгликоль и он начинает протекать…Только где пока непонятно, первыми о протечке узнали на Земле по сработавшим на «Мире» датчикам. ЦУП сразу передал на орбиту приказ перекрыть трубы и искать в них дырки.

Вытекающий этиленгликоль невидим и токсичен и можно серьезно отравиться. Циблиев и Лазуткин ищут протечки по 6 часов в день, просматривают каждую трубочку миллиметр за миллиметром, а таких труб на «Мире» километры и все спрятано под обшивкой, на которой закреплены сотни предметов - оборудование и запчасти, инструкции, коробки с инструментами.

Количество углекислого газа в атмосфере зашкаливает, медленно и верно организм отравляется углекислотой и можно не заметить ту границу, которая отделяет жизнь от смерти. К головным болям у космонавтов добавляется раздражение глаз, зуд кожи, тяжелое дыхание. Так сказываются невидимые пары вытекающего из труб этиленгликоля, безопасная концентрация его паров - 20 миллиграммов на кубометр воздуха, а по подсчетам Земли из труб уже вытекло несколько литров.


6 апреля к «Миру» отправляется грузовик "Прогресс М-34", этот корабль был в прямом смысле "скорой помощью" космонавтам, и тут удача улыбнулась: Циблиев и Лазуткин чудом находят злополучные трещины из которых тёк этиленгликоль.

Космонавты прекрасно понимают, что жертвуют здоровьем и жизнью, но продолжают искать миллиметровые дырки в трубках охлаждения, по всей станции их найдено десятки. К концу апреля основные дыры залатаны и вновь запущена система охлаждения и кондиционер.

Миссия по спасению "САЛЮТ - 7"

12 февраля 1985г потерялась связь с орбитальной станцией «Салют-7». Она вышла из-под контроля и стала терять высоту. Куда конкретно упадет «Салют-7» - непредсказуемо, как и последствия падения. В истории космонавтики уже была трагедия американской станции "Скайлэб". Ее обломки долетели до Австралии.

«Салют-7» превратилась в груду мертвого металла, несущегося по орбите, и что именно произошло, с Земли установить невозможно.

Впервые в истории экипажу предстояла спасательная операция к станции, хаотично вращающейся в пространстве, чтобы состыковаться с ней и установить, возможно ли восстановление работоспособности.

Риск был колоссальным: космонавты могли столкнуться с неуправляемой станцией, могли, состыковавшись, застрять на ней навсегда, могли отравиться продуктами горения, если на «Салюте-7» был пожар.

Бортинженером выбрали Виктора Савиных. В отряде космонавтов не было человека знающего «Салют-7» лучше. Он 20 лет работал в отделе, который занимался разработкой систем управления космических кораблей, оптических приборов для «Союзов» и станции «Салют».

Командиром экипажа, которому предстояло в ручном режиме состыковаться со станцией, выбрали Владимира Джанибекова. Он имел за плечами четыре космических полета и репутацию человека, способного в экстремальных ситуациях принимать единственно верное решение.

6 июня 1985г «Союз Т-13» стартовал с Байконура. О том, что миссия спасательная в советской прессе ни слова.

Джанибеков и Савиных в ручном режиме успешно состыковали «Союз Т-13» с неуправляемой станцией. То, что сделал экипаж, вошло в учебники.

На «Салют-7» не работала система ориентации солнечных батарей, а значит, отключена система энергопитания. Станция замерзла. В том числе система подачи кислорода, горячей воды и т.д. Но станция не была разгерметизирована.

Жена Виктора Савиных перед полетом связала мужу и его товарищу по экипажу пуховые шапки, они оказались очень кстати. Позже фото космонавтов в этих шапках облетят весь мир и войдут в историю.
В комбинезонах, шапках и варежках космонавты по очереди работали на борту «Салюта-7». Грелись при помощи самогреющихся банок с консервированными продуктами.

На четвертый день полета удалось развернуть солнечные батареи к Солнцу. Долго разбирались с батареями. 11 июня удалось подключить часть систем станции. Это был ключевой момент.

Страшное случилось, когда начал таять лед на борту, вся станция покрылась тонкой пленкой воды, что легко могло привезти к короткому замыканию и пожару. О такой проблеме на Земле не подумали. Для уборки пустили в ход все, что хорошо впитывало влагу, даже комбинезоны.

23 июня к «Салют-7» смог пристыковаться грузовой корабль «Прогресс-24» и доставил дополнительные запасы воды, топлива и необходимого оборудования.

2 августа Джанибеков и Савиных осуществили выход в открытый космос, продолжительностью 5 часов, и установили дополнительные солнечные батареи и оборудование для проведения экспериментов.
«Салют-7» спасен. 18 сентября 1985г пристыковался корабль «Союз Т-14» с экипажем.

За уникальную операцию по спасению космической станции Виктор Савиных получил вторую звезду Героя Советского Союза. А вот Владимир Джанибеков трижды Героем не стал: по сложившейся традиции космонавтам больше двух звезд Героя не давали. Командира экспедиции удостоили ордена Ленина и присвоили ему звание генерал-майора.

  • Фото 1
  • Фото 2
  • Фото 3
  • Фото 4
  • Фото 5
  • Фото 6
  • Фото 7