Совершенствование педагогического мастерства работников образовательных учреждений в условиях модернизации образования

В настоящее время совершенствование системы образования является одной из важнейших задач российской образовательной политики. Предполагаемая модернизация - это комплексное, инновационное обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Однако при этом, важно заметить, существует необходимость сохранения и умножения лучших традиций отечественного образования. В современном обществе образование, по сути, становится главным национальным ресурсом развития государства, основным источником приращения финансового, производственного и интеллектуального потенциала.

Модернизация образования, современные условия подготовки педагогических кадров требует наделения последних инновационными компетенциями в области сбора, анализа и систематизации учебного материала, разработки актуальных образовательных курсов, организации и проведении образовательного процесса, учитывающего как разнородность обучаемой аудитории, так и персонализацию траектории обучения каждого конкретного обучающегося.

Направление: «Функциональные обеспечивающие проекты».

Проект: «Кадры для реиндустриализации».

Сфера деятельности: образование, тренинги.

Цель проекта: моделирование образовательного процесса на основе системно-деятельностного и проблемно-ориентированного подходов, внедрение образовательных методик и технологий, обеспечивающих современное качество образования.

Задачи проекта:

Формирование у преподавателей целостного представления о педагогической деятельности, педагогических системах и структурах высшей школы:
- повышение квалификационных практических умений и навыков профессионально-педагогической деятельности, укрепление мотивации к педагогическому труду в высшей школе;
- закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение творческого подхода к решению научно-педагогических задач;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности обучающихся;
- совершенствование понимания психолого-педагогических проблем, актуальных на данном этапе развития высшего образования;
- освоение диагностических методик и эмпирических методов изучения личности студента и студенческой группы;
- формирование навыков принятия педагогически целесообразных решений с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов;
- развитие творческих способностей, индивидуального стиля профессиональной деятельности и исследовательского отношения к ней;
- развитие умений создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения; развивать интерес студентов и мотивацию обучения; формировать и поддерживать обратную связь;
- изучение достижений педагогики высшей школы, современного состояния образовательного процесса вуза, передовых образовательных технологий.

Ожидаемые результаты: эффективное моделирование образовательного процесса на основе системно-деятельностного и проблемно-ориентированного подходов, внедрение образовательных методик и технологий, обеспечивающих современное качество образования.

1. Формирование умений и навыков у слушателей курсов:

По окончании курса обучаемый должен знать:
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
- порядок реализации основных положений, требований и документов, регламентирующих деятельность вуза, преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной, методической и научной работы высшей школы в соответствии с государственным образовательным стандартом;
- современные подходы к моделированию научно-педагогической деятельности:
- порядок организации планирования, ведения и обеспечения учебно-образовательного процесса с использованием новейших технологий обучения;
- основы педагогической культуры и мастерства;
- принципы экономической деятельности в сфере образования;
- основные требования к теоретической, практической и методической готовности преподавателя вуза.

По окончании курса обучаемый должен уметь:
- использовать образовательные технологии, методы и приёмы проведения лекционных и практических занятий;
- использовать при изложении предметного материала взаимосвязи научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;
- основы применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе;
- использовать в профессиональной деятельности психологические знания;
- активизировать собственную научно-познавательную деятельность;
- структурировать и психологически грамотно преобразовывать научное знание в учебный материал;
- использовать компетентностный подход в обучении, т. е. сформировать у слушателей не только предметные знания и навыки, но и мотивационно-ценностные, деятельностные и когнитивные составляющие профессиональной подготовки.

По окончании курса обучаемый должен владеть:
- техниками использования экспериментальной базы и лабораторного оборудования, технических средств обучения при проведении занятий по учебным дисциплинам;
- современными психолого-педагогическими технологиями обучения и воспитания;
- методикой самооценки и самоанализа результатов и эффективности проведения аудиторных занятий различных видов;
- культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- современными психолого-педагогическими технологиями обучения и воспитания.

2. Проведение (международной конференции) семинаров: «Совершенствование педагогического мастерства работников вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования», «Модернизация образования: вызовы времени, приоритетные задачи (проблемы, задачи, перспективы)».

3. Подготовка к изданию сборника «Модернизация образования: вызовы времени, приоритетные задачи (проблемы, задачи, перспективы)» (в перспективе РИНЦ).

В рамках учебных модулей проекта обучающимся будут представлены современные материалы по основам теоретической и практической педагогики и психологии; даны базовые понятия о педагогике и современных образовательных технологиях, применяемых в высшей школе, практические советы и рекомендации начинающему педагогу; описаны современные подходы и структурные элементы разработки образовательного курса и учебного занятия, организации научно-исследовательской деятельности студентов; приведены психологические аспекты восприятия визуальной информации обучающимися, условия и формы влияния на обучающихся со стороны преподавателя.

Отдельные модули проекта апробированы на занятиях с аспирантами и начинающими преподавателями СГУГиТ (2013-2015 гг.), молодыми учителями Технического лицея при СГГА (2013, 2014 гг.), начинающими преподавателями и аспиратами 24 индийских и непальских университетов (2015 г.).

Основываясь на интересе, проявленном Уханьским университетом (Китай) и CEPT университетом (Индия), к ежегодному повышению квалификации молодых специалистов-педагогов в течение семестра на базе данных университетов, с оплатой всех затрат СГУГиТ, проект можно считать экономически эффективным.

Команда проекта:
Карпик Александр Петрович, руководитель проекта, ректор СГУГиТ, проф., д.т.н.
Лизунова Ирина Владимировна, доцент кафедры Управления и предпринимательства СГУГиТ, д.и.н.
Лисицкий Дмитрий Витальевич, директор Научно-исследовательского института стратегического развития СГУГиТ, проф., д.т.н.
Шабурова Аэлита Владимировна, директор Института оптики и оптических технологий СГУГиТ, проф., доц., д.э.н.
Середович Сергей Владимирович, директор Института геодезии и менеджмента СГУГиТ, доц., к.т.н.
Мусихин Игорь Александрович, проректор по международному сотрудничеству СГУГиТ, к.п.н.
Лаврик Ольга Львовна, зам. директора по научной работе ГПНТБ СО РАН проф., д.п.н.
Паршукова Галина Борисовна, зав. кафедрой соц. систем и коммуникаций НГТУ, д. культурологии
Курчеев Валерий Сергеевич, декан юридического факультета НГУ, проф., д.ю.н.
Прошин Владимир Алексеевич, руководитель направления переподготовки по специальности «Юриспруденция» ИППК НГУ, доц., к.и.н.
Хлытина Ольга Михайловна, руководитель ИДО НГПУ, доц., к.и.н.
Преподаватели и научные сотрудники СГУГиТ, НГУ, НГПУ, НГТУ, ГПНТБ СО РАН

Контакты:
тел.: +7 (383) 361-04-71
факс: +7 (383) 361-04-71
e-mail: pm@ssga.ru
адрес: 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного,10, ауд. 433