Top.Mail.Ru

Полнолуние

31 октября

21:49

«Голубая Луна»

31 октября в 21:49 второе полнолуние в месяце! Это довольно редкое событие, наблюдаемое в среднем каждые 2,7154 года. Такое случается из-за несовпадения между календарным месяцем и периодом полной смены всех фаз Луны (синодический период около 29,5 дней). Это явление, а точнее вторую полную Луну в месяце и назвали «Голубая Луна».

В разных странах и разные времена оно называлось по-своему. Название «Голубая Луна» обусловлено не сменой цвета Луны, а идиоматическим выражением «Once in a Blue Moon», заимствованным из английского языка. Оно переводится как «Однажды при голубой Луне» (смысл которого - крайне редко, либо никогда). Луна в этот день будет выглядеть также как и в остальные полнолуния года, то есть будет иметь обычный, пепельно-серый цвет.

В 1943 году в американском научно-популярном астрономическом журнале "Sky & Telescope" ошибочно было растиражировано мнение, что второе полнолуние в месяц и есть "Голубая Луна" со ссылкой на данные, найденные в издании "Фермерского альманаха" 1937 года. А затем много лет спустя в популярной радиопередаче было повторено тоже ошибочное определение, тем самым большинство людей стало считать второе полнолуние в месяце "Голубой Луной". Только в 1999 году журнал Sky & Telescope разъяснил в статье "What's a Blue Moon?" свою ошибку.

Так или иначе, но и два полнолуния в одном месяце бывает не каждый год, поэтому, не будет ошибкой называть событие "Голубой Луной" за счет редкости явления.

Луна все же может иметь голубоватый оттенок из-за преломления света в микроскопических частицах атмосферы во время извержений вулканов или от дыма лесных пожаров, но не в этом случае!

Видимость планет

Планеты, видимые невооруженным глазом

Меркурий – планета невидна. Наиболее восточная элонгация планеты 1 октября, но наблюдения не возможны, так как Меркурий заходит за горизонт следом за Солнцем.

Венера – звездная величина -4,1m. Венера хорошо видна утром на протяжении всей осени, поэтому ее вновь можно назвать «Утренняя звезда». Она выходит из-за горизонта около четырех часов ночи  в северо-восточной части неба и перемещается в сторону востока, поднимаясь высоко в предрассветные часы.

Марс – так как планета приближается к точке противостояния, звездная величина достигнет значения -2,6mm. Условия видимости Марса исключительно благоприятные! Сближение с Землёй 6 октября в 23ч 20 мин до 0,415 а.е. (1 астрономическая единица – 150 млн. км.), а это всего немногим больше расстояния, что было в великое противостояние в 2018 году! Поэтому блеск красной планеты и угловой диаметр близок к максимально возможным. А высота над горизонтом будет значительно больше, чем в 2018 году. Противостояние планеты 14 октября около 6 утра. В октябре планета появляется над восточным горизонтом, видна на протяжении всего темного времени суток, исчезая в утренних сумерках. Всю осень и зиму Марс будет виден вечером и в течение почти всей ночи.

Юпитер – звездная величина около -2,3m. У Юпитер благоприятные условия для наблюдения. Газовый гигант виден в вечерние часы над горизонтом в южной части неба. Недалеко от Юпитера располагается планета Сатурн. Путь обеих планет проходит низко над южным горизонтом.

Сатурн – звездная величина 0,5m. Планета Сатурн, также как и Юпитер, видна на вечернем небе над южным горизонтом. Кольца Сатурна при наблюдении с Земли близки к максимальному раскрытию, но постепенно сужаются.

Планеты, которые можно увидеть с помощью бинокля или телескопа

Уран – звездная величина 5,7m. Наилучшее время для наблюдения планеты.
Уран виден всю ночь, в той же части неба, что и красная планета Марс. Появляется вечером над северо-восточным горизонтом, поднимается высоко над южным горизонтом, и виден всю ночь до наступления сумерек.

Нептун - звездная величина 7,8m. Планета видна всю ночь в южной части неба, появляется вечером над юго-восточным горизонтом и исчезают над юго-западным.

«Звездные дожди» или метеорные потоки Дракониды и Ориониды

Название метеорных потоков дается по созвездию, в котором «лежит» его радиант (точка, из которой, как нам кажется, летят метеоры).

Радиант Драконид находится в созвездии дракона вблизи его «головы». Короткопериодическая комета Джакобини-Циннера, с которой связан метеорный поток Драконид, в 2018 году прошла очередное тесное сближение с Землёй (0,307 а. е.), во время которого блеск кометы достиг 6,0 m звёздных величин. Столь малое расстояние позволило получить подробные оптические спектры кометы, которые указывали на вероятность ее формирования в относительно тёплой части Солнечной системы. А максимум потока в 2018 году достиг 150 метеоров в час. Прогноз более 10 метеоров в час. Стоит ожидать увеличения активности метеорного потока в максимуме (8 октября, около 20 часов). Сквозь шлейф выброшенных кометой пылевых частиц Земля ежегодно проходит с 6 по 10 октября.

Метеорный поток Ориониды, радиант которого расположен на границе между созвездиями Ориона и Близнецов, возник в результате многочисленных пролетов через внутренние области Солнечной системы знаменитой кометы Галлея. «Звездный дождь» активен почти весь октябрь и первую неделю ноября (2 октября – 7 ноября). Слабо выраженный максимум приходится на 21 октября с количеством более 20 частиц в час.

Материал подготовила Виктория Дамм, УНЦ «Планетарий»
Источники: астрономический ежегодник,
астрономический календарь на 2019/2020 учебный год. Выпуск 71;