Полезные советы
Резюме представляет собой обобщенную информацию о вас, как о потенциальном сотруднике (о вашем образовании, навыках, опыте работы и основных достижениях), которая должна быть отражена с наилучшей стороны. Резюме можно сравнить с рекламным проспектом, который должен выделить вас из массы других претендентов, присылающих свое резюме в компанию, и заставить работодателя или кадровое агентство пригласить вас на интервью.
При написании резюме поставьте для себя целью вызвать интерес к себе того человека, который в последствии будет ваше резюме читать. Причем этот интерес, во-первых, должен носить позитивный характер, и, во-вторых, привлекать внимание к вам, в первую очередь, как специалисту. Учтите, что первый раз резюме обычно просматривается 1-2 минуты, в течение которых оно либо вызовет интерес и его рассмотрят более подробно, либо отложат в сторону. Поэтому постарайтесь, с одной стороны, подойти к написанию резюме творчески, а с другой, - выполнить все формальные требования.
Для этого оно должно удовлетворять следующим требованиям.
Во-первых, резюме должно быть правдивым. Ведь все что вы укажете в своем резюме вам, возможно, придется подтвердить при личной встрече. И будет не очень приятно, если вы не сможете этого сделать.
Во-вторых, резюме должно носить возможно более индивидуальный характер. Если вы не точно определились со сферой деятельности, то для каждой из сфер составьте свое резюме. Кроме того, прежде чем посылать резюме в конкретную компанию постарайтесь найти и изучить информацию о ее деятельности, корпоративной политике, понять ее принципы работы с персоналом и основные требования к кандидатам. Возможно, после этого вы внесете некоторые изменения в свое резюме или напишете новое. Попробуйте убедить работодателя, что вы подходите именно для этой должности и именно в этой компании. Делайте в резюме акцент на тех специфических знаниях и навыках, которые могут быть полезны для работы именно в этой компании. Можно также составить сопроводительное письмо и написать в нем, почему вас привлекла именно эта компания и почему именно вы являетесь идеальным кандидатом. Полезно также узнать, кто занимается рассмотрением резюме в данной компании и адресовать письмо на его имя. Такой подход, во-первых, обратит внимание работодателя на те ваши качества, которые ему наиболее интересны и, во-вторых, покажет вас как человека, серьезно подходящего к проблеме поиска работы. А это является плюсом с точки зрения любого работодателя.
В-третьих, все негативные моменты оставляйте за рамками резюме. Вы пишете о своих достоинствах, а не о недостатках.
В-четвертых, если вы обращаетесь в иностранную компанию составляйте резюме на том языке, который является основным для данной компании. Но стоит также приложить и резюме на русском языке, ведь вполне возможно, что читать его будет русскоязычный человек, а ваша задача – создать для него максимальное удобство усвоения информации.
В-пятых, резюме должно быть кратким и удобочитаемым. Иначе его могут просто отбросить в сторону, не дочитав. Структурируйте всю излагаемую информацию. Пишите простыми предложениями, избегая длинных формулировок, причастных и деепричастных оборотов. Избегайте слишком большого количества специальных терминов. Резюме должно быть написано в хорошем литературном стиле и без грамматических ошибок. Старайтесь также избегать негативных формулировок, вся информация должна иметь позитивный характер, и резюме в целом должно предстать перед работодателем как череда ваших жизненных достижений.
В-шестых, резюме должно быть хорошо оформлено. Постарайтесь разместить всю информацию на одной странице. Размещайте информацию так, чтобы разделы были четко отделены друг от друга, но не используйте табличную форму. Используйте различные виды и размеры шрифта. Распечатывайте резюме на хорошей бумаге и хорошем принтере. Если вы отправляете резюме по e-mail, то лучше не отправлять его приложенным файлом, а вставлять в текст письма.
КАКИЕ РАЗДЕЛЫ ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ РЕЗЮМЕ?
Заголовок. Традиционно в заголовке резюме указываются имя, фамилия и, в некоторых случаях, отчество соискателя. Не пишите никаких слова «резюме», «анкета» и т.д., это не принято.
Координаты. Здесь указываются адрес, телефоны, e-mail. Чем больше координат вы укажете, тем больше у работодателя будет возможностей с вами связаться. Можете также отметить наиболее предпочтительный канал связи.
Цель. Если вы откликаетесь на определенное предложение вакансии, то укажите в этом разделе название конкретной позиции, на которую вы претендуете. В иных случаях можно указать либо сферу деятельности, которая вас интересует, либо, если вы знакомы со структурой компании, вы можете указать, что вас интересуют позиции в определенном структурном подразделении. Помните, чем четче будет сформулирована ваша цель, тем лучшее впечатление вы сможете произвести на работодателя.
Образование. Информацию о полученном образовании обычно излагают в обратном хронологическом порядке (указывайте не только ВУЗ, но и различные курсы, тренинги и т.д.; довузовское образование указывать не стоит). При этом стоит обратить внимание работодателя на те курсы, которые могут быть полезны в избранной вами сфере деятельности. Укажите также темы выполненных курсовых и дипломной работ, название кафедры, по которой они защищались, но только в том случае, если это имеет отношение к будущей работе. Нужно также указать полученные во время учебы награды и грамоты, участие в конкурсах студенческих работ, научные достижения.
Опыт работы. Информацию об опыте работы также излагают в обратном хронологическом порядке. Здесь нужно указывать период работы, название организации, должность и основные обязанности. Постарайтесь подчеркнуть свои основные достижения (используйте при этом предельно четкие и краткие формулировки), уделите особое внимание позитивным результатам работы. Не указывайте несущественный опыт работ, который не имеет никакого отношения к предполагаемой вакансии или сфере деятельности. Если у вас нет опыта работы, то просто пропустите этот раздел. Не нужно писать «Опыт работ» и ставить напротив прочерк.
Дополнительная информация. В этом разделе укажите владение компьютером и иностранными языками, наличие водительских прав. Укажите также свои положительные личностные качества. Постарайтесь выбрать те из них, которые могут быть важны при работе в данной сфере или на данной позиции. Для людей без опыта работы актуально указать на способность и готовность к обучению. Старайтесь не использовать стандартные формулировки "коммуникабелен и инициативен". Такие фразы встречаются в 90% резюме и поэтому никак не выделят вас из общей массы претендентов. Можно также указать свои увлечения и хобби, но прежде чем сделать это, подумайте, с какой стороны они вас характеризуют.
Рекомендации. Подумайте о том, кто может дать вам рекомендации. Это может быть либо прежний работодатель, либо научный руководитель или преподаватель. В рекомендации должны быть указаны ваши основные достижения, полученные поощрения и награды, положительные личностные качества. Можно просто ограничиться фразой «Рекомендации могут быть предоставлены по требованию» или указать человека, который может вас рекомендовать (его имя, организацию, в которой он работает, и занимаемую должность, контактную информацию).
Одним из самых распространенных способов поиска работы является посещение Ярмарок вакансий. У многих студентов возникает вполне закономерный вопрос об эффективности посещения ярмарки. Как извлечь максимум пользы из участия в подобных мероприятиях.
Повсеместно проводятся различные Ярмарки вакансий и Дни карьеры, целью которых является информирование студентов и выпускников о компаниях и их предложениях. Их посещение может помочь в дальнейшем устройстве, так как несомненными преимуществами этих мероприятий являются:
- участие большого числа разнообразных компаний;
- возможность личного общения с представителями компании, что позволяет задать им интересующие вас вопросы, получить дополнительную информацию о компании.
Целевая аудитория Ярмарок вакансий – студенты и выпускники, поэтому предложения компаний учитывают их особенность как работников.
Возможность оставить свое резюме представителю компанию или заполнить анкету-заявку. Иногда можно сразу пройти интервью или получить приглашение на собеседование.
Участие в различных бизнес-играх, что позволяет получить опыт прохождения подобных этапов отбора и заявить о себе.
Студентам предоставляется возможность за несколько часов узнать о разнообразных вариантах трудоустройства молодых специалистов в ведущие компании.
Сложно заявить о себе, когда вокруг много кандидатов.
Определите, в каком мероприятии вы будете участвовать. Это может быть межвузовская Ярмарка вакансий или на территории определенного вуза.
Ознакомьтесь со списком участников мероприятия и составьте список целевых компаний. Обычно организаторы Ярмарок в вузах заранее анонсируют компании и делают рассылку для студентов и недавних выпускников.
Соберите информацию о выбранных компаниях в открытых источниках (официальный сайт компании, форумы студентов, мнения друзей, непосредственно HR-отдел компании) и составьте список вопросов, на которые вы не нашли ответа, чтобы при разговоре с представителями «блеснуть» познаниями и выделиться из толпы.
Составьте резюме и распечатайте его в нескольких экземплярах. Чтобы человек, просматривающий ваше резюме, знал, на какую позицию вас рассматривать, укажите желаемую позицию или оставьте поле пустым, чтобы заполнить его на месте. Обязательно заполняйте предлагаемые анкеты или уточняйте e-mail, на который можно прислать резюме в электронном виде. Распечатанные резюме могут потеряться.
Оденьтесь если не в строгом стиле, то хотя бы не допускайте излишеств и неряшливости. Если на Ярмарке вакансий можно будет пройти интервью с HR менеджером, это поможет вам произвести хорошее впечатление и попасть на следующие этапы отбора.
При общении с представителями компании задавайте конкретные вопросы, а не из сферы: «Что Вы мне можете предложить?». Лучше сначала скажите, что вас заинтересовала компания, вы читали о ней в разных источниках но, к сожалению, не знаете, какие она предоставляет возможности по совмещению работы и учебы (если вы студент) или какие у нее есть программы для выпускников.
Больше позитива и уверенности в себе. При разговоре нужно говорить внятно: Ярмарки вакансий – достаточно шумные мероприятия и вас могут не услышать. Говорите максимально кратко и по делу.
Обязательно заполняйте предлагаемые анкеты заявки, так как иногда в них предлагается ответить на открытые вопросы, а вашем резюме их нет. Иногда представители компании предлагают на месте пройти предварительное интервью.
После краткого интервью поинтересуйтесь, соответствуете ли вы требованиям и предложите сразу назначить день очного интервью в компании. Обязательно оставьте свое резюме, уточните контактные данные представителя компании и перезвоните ему самостоятельно, чтобы напомнить о себе.
Ярмарка вакансий: после
После посещения Ярмарки у вас на руках будет огромное количество разнообразных буклетов, визиток и прочей рекламной продукции. Не спешите ее выбрасывать. Придя домой, еще раз внимательно просмотрите, оцените, какие предложения вам наиболее интересны, и смело звоните и отправляйте резюме в интересующие вас компании. Главное, не забудьте уточнить статус вашего резюме в компаниях, где вы уже оставили свою анкету.
Самое время вновь пройтись по Интернету и посмотреть информацию о компаниях еще раз, чтобы сверить информацию с Ярмарки вакансий и составить более целостную картину.
Если до посещения мероприятия вы не имели четкого представления о том, в какой сфере вы хотели бы дальше развиваться и чем заниматься, то после участия в Ярмарке вакансий вам будет немного проще составить представление об имеющихся возможностях трудоустройства и вариантах развития. И уже в следующий раз, участвуя в подобном мероприятии, вы будете ориентироваться в предложениях, и сможете выбрать наиболее для себя подходящее.