80 лет с начала Нюрнбергского процесса
Ровно 80 лет назад, 20 ноября 1945 года, был начат Нюрнбергский процесс – суд над руководством фашистской Германии, который продолжался почти 11 месяцев.
Развязанная нацистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией Вторая мировая война (1939–1945), в которую было втянуто 61 государство, свыше 80% населения земного шара и военные действия которой велись на территории 40 государств, закончилась победой стран антифашистской коалиции. Эта война сопровождалась совершением нацистами беспрецедентными по масштабам преступлениями против человечества, что стало широко известно мировой общественности и требовало соответствующей юридической квалификации и осуждения.
Осуществил законное возмездие за преступления против человечества Нюрнбергский процесс – судебное разбирательство в отношении группы главных нацистских военных преступников – высших государственных и военных деятелей фашистской Германии. Проходил во Дворце юстиции в Нюрнберге (Германия) с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. Более подробно о процессе можно узнать из выставки «Без срока давности. Нюрнберг. 80 лет», подготовленной Национальным центром исторической памяти при Президенте Российской Федерации и экспонирующейся на втором этаже главного корпуса СГУГиТ. Выставка организована в рамках Всероссийского форума «Патриот», проходящего с 15 ноября по 5 декабря 2025.
В нашем вузе в послевоенные годы работал профессор Борис Васильевич Базилевский (1885–1955), в выпускном альбоме 1953 года даже сохранилась его фотография. Подпись под фотографией гласит, что он заведовал в НИИГАиК кафедрой астрономии и гравиметрии. После освобождения Смоленска Базилевский дал показания комиссиям по расследованию Катынского расстрела, а затем на Нюрнбергском трибунале был допрошен как свидетель о причастности немцев к массовому расстрелу поляков в Катынском лесу.
В годы немецкой оккупации Б.В. Базилевский был заместителем бургомистра города Смоленска. Сам Базилевский на Нюрнбергском процессе (2 июля 1946 года) так описывал обстоятельства, при которых он оказался в оккупации:
Ввиду того, что я был административным лицом, я не имел возможности своевременно эвакуироваться, так как был занят руководством по замуровыванию весьма ценной библиотеки института и ценного оборудования. Я имел возможность, в силу сложившихся обстоятельств, сделать попытку выехать только 15 числа вечером. Попасть на поезд мне не удалось, и мне была назначена эвакуация на 16 июля утром. Но в ночь с 15 на 16 июля Смоленск неожиданно для меня был занят немецкими войсками, мосты через Днепр взорваны, и я в силу обстоятельств оказался в плену. Через некоторое время, 20 июля, на обсерваторию, где я проживал как директор ее, явилась группа немецких солдат, которые заявили, что они должны записать, что здесь, на обсерватории, имеется ее директор в моем лице и проживавший там же профессор физики Ефимов. Вечером 20 июля ко мне явились два немецких офицера и повели меня в штаб части, которая заняла Смоленск. После проверки моих документов и небольшого разговора мне было предложено занять должность начальника города, т. е. бургомистра. На мой отказ, мотивированный тем, что я - профессор астрономии, совершенно неопытен в подобного рода делах и не могу взять на себя этой должности, мне было категорически и даже угрожающе указано, что «мы всю русскую интеллигенцию заставим работать».
Студенты НИИГАиК 1950-х годов вспоминают Базилевского как интеллигентного профессора, влюбленного в свой предмет – астрономию, слушать его лекции было очень интересно. Такой эпизод описала в своих воспоминаниях выпускница НИИГАиК 1947 года Якимова Нина Степановна:
Он вел геофизику и теорию фигуры Земли. Какой бы ни был холод, в аудитории профессор Базилевский всегда снимал шубу и шапку перед лекцией, а мы сидели одетые. Однажды он читал нам лекцию в комнате, где не было окон, а свет проходил через стеклянный потолок. Стекла были частично разбиты, и через эти дыры на нас падал снег.. На сей раз Базилевский был в шубе, но шапку снял. Холодно, чернила замерзли, снег на наших плечах, на столах… Базилевский не выдержал, и сказал: «Ну, товарищи, черт знает что! На сегодня хватит, идите домой и грейтесь в постели!»
Важное значение Нюрнбергского процесса заключается в том, что он предупреждает о неотвратимой ответственности тех, кто вынашивает планы мирового господства, развязывания новой мировой войны. Важно, чтобы преградой на пути возрождения нацизма и агрессии как государственной политики в наши дни и в будущем является Нюрнбергский процесс. Его итоги и исторические уроки, не подлежащие забвению и тем более ревизии и переоценке, должны служить предостережением всем, кто видит себя избранными «вершителями судеб» государств и народов.


