Сотрудники и преподаватели СГУГиТ – участники войны с Японией
3 сентября в России отмечается «День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны».
С началом Великой Отечественной войны на востоке сохранялась постоянная угроза нападения на Советский Союз милитаристской Японии. В связи с этим Ставка Верховного Главнокомандования в течение почти всей войны была вынуждена держать на Дальнем Востоке группировку войск численностью свыше 1 млн. человек. Дальневосточная группировка не только выполняла основную задачу – прикрывала рубежи СССР, но и внесла достойный вклад в разгром фашистской Германии, являясь существенным источником пополнения стратегических резервов Ставки. Например, в летне-осенней кампании 1941 г. из состава Дальневосточного и Забайкальского фронтов Ставка использовала на советско-германском фронте в общее сложности свыше 122 тыс. человек, более 2 тыс. орудий и минометов, а также 2209 легких танков.
На Ялтинской конференции, проходившей в феврале 1945 г., лидеры стран по антигитлеровской коалиции – Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали соглашение, согласно которому СССР обязался вступить в войну на стороне союзников против Японии через 2–3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе, при условии возвращения СССР Южного Сахалина и Курильских островов. Верный своим обязательствам, Советский союз осуществил стратегическую перегруппировку войск с запада на восток и 9 августа вступил в войну с Японией.
За первые шесть дней Маньчжурской стратегической наступательной операции советские и монгольские войска нанесли Квантунской армии серьезное поражение, разгромив вражеские войска в 16 укрепленных районах. В ходе второго этапа операции (15–20 августа) были разгромлены основные силы Квантунской армии на Маньчжурской равнине и началась массовая капитуляция японских войск. Также в ходе войны была освобождена от японцев Северная Корея, а в результате Южно-Сахалинской и Курильской десантной операций освобождены исконно русские земли – Южный Сахалин и Курильские острова.
2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури» в Токийской бухте в присутствии полномочных представителей СССР, США, Китая, Великобритании, Франции и других союзных государств был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Это означало окончание Второй мировой войны, длившейся шесть долгих лет, и окончательную победу антигитлеровской коалиции.
30 сентября 1945 г. была учреждена медаль «За победу над Японией», которой было награждено порядка 1,8 млн. человек. Этой медали удостоились и многие сотрудники нашего вуза, о которых мы расскажем в рамках всероссийской акции Научный полк.
Олеров Борис Михайлович (1922–2007) в 1940 г. окончил 10 классов московской средней школы и был призван в армию. Службу проходил на Дальнем Востоке, с июня по октябрь 1941 г. был курсантом Хабаровского пехотного училища, которое окончил по 2-у разряду с присвоением звания лейтенант. Продолжил военную службу на офицерских должностях в Хабаровске. В декабре 1944 г. Борис Михайлович был назначен топографом 388-й стрелковой дивизии 15-й армии, в составе которой принимал участие в боях с японцами на Харбинском направлении. За период боевых действий в Маньчжурии, старший лейтенант Олеров бесперебойно обеспечивал топографическими картами все части дивизии. Он лично находился в оперативной группе по управлению частями в боях за город Саньсин, проявил пример непоколебимой воли, решительности и инициативы. За участие в боях против японских милитаристов Борис Михайлович награжден орденом Красной Звезды.
После войны Олеров Б.М. окончил топографический факультет Военного педагогического института Советской Армии, с 1948 по 1955 г. преподавал военную топографию в военных училищах, а в 1955–1961 гг. работал преподавателем военной кафедры нашего вуза – НИИГАиК. С 1961 по 1972 г. Борис Михайлович был начальником отделения военной подготовки Новосибирского топографического техникума.
Ляпко Сергей Леонтьевич (1927–2007) до войны учился в школе (Алтайский край). В 1944 г. добровольцем ушел на фронт, в 1945 г. участвовал в боях с японцами в составе 294-го стрелкового полка 184-й стрелковой дивизии (1-й Дальневосточный фронт). Связной 1-го стрелкового батальона красноармеец Ляпко при следовании на марше по территории Маньчжурии, несмотря на трудные условия, всегда своевременно доставлял донесения вышестоящему командованию (за сутки приходилось проходить до 80 км), за что награжден медалью «За отвагу». День Победы он встретил в Китае, затем служил на границе с Ираном и Турцией, в 1951 г. был демобилизован из армии. Сергей Леонтьевич окончил энергетический техникум, в 1970-ые годы трудился в НИИГАиК старшим инженером.
Пикуш Иван Карпович был призван в Красную Армию в 1940 г. и служил на Дальнем Востоке, настойчиво овладевал боевой техникой, и как все его сослуживцы стремился быть отличником боевой и политической подготовки. Узнав о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз, Иван Карпович подал рапорт с просьбой направить его в действующую армию. Но так как на Дальнем Востоке положение было напряженным, то его просьбу не удовлетворили.
Все четыре года войны Иван Карпович продолжал свою службу на восточных рубежах нашей страны, а в августе 1945 г. принял участие в боевых действиях с японцами в составе 2-го Дальневосточного фронта. Как вспоминал Иван Карпович свой первый бой: «Долго мы его ждали, 6 августа 1945 г. в Советской Гавани был сформирован десант, который должен был захватить японский порт Маока (ныне город Холмск на Сахалине). Город находился в котловине, был очень укреплен, и подойти к нему незаметно было невозможно. Под прикрытием военного судна «Океан» катера подплыли к берегу, и началась высадка десанта. До берега добирались вплавь. Японские сухопутные части встретили нас огнем. Завязался бой. Через 2 часа подоспел второй десант, и мы закрепились в этом небольшом городке».
В день капитуляции Японии Пикуш И.К. находился в порту Отомари (Корсаков). За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими войсками, Иван Карпович награжден медалью «За победу над Японией». После окончания войны с Японией он некоторое время продолжал служить в Сахалинской военной флотилии. В 1970-ые годы Пикуш И.К. работал в нашем вузе токарем учебно-производственной мастерской.
Пересыпкин Николай Михайлович (1919–1986) – геройский артиллерист, награжденный за годы войны орденом Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны и двумя орденами Красной Звезды. С 1939 по 1942 г. проходил службу в селе Краскино (Приморье), затем в течение года был курсантом дальневосточного артиллерийского училища (г. Хабаровск), после окончания которого участвовал в войне с Германией – доблестно воевал на 4-м Украинском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.
После капитуляции Германии, 788-й артиллерийский полк 262-й стрелковой дивизии, в котором служил гвардии лейтенант Пересыпкин, был переброшен на Дальний Восток для участия в войне с Японией в составе Забайкальского фронта. С 9 по 20 августа 1945 г. при совершении марша через хребет Большой Хинган гвардии лейтенант Пересыпкин умело руководил своей батареей. В бою 12 августа при обнаружении группы противника принимал активное участие по ее уничтожению, лично сам из своего оружия убил двух японских солдат и трех пленил. 24 августа 1945 г. при обнаружении обоза противника умело руководил своей батареей, в бою было уничтожено до 15 солдат и офицеров и 10 повозок. За весь период марша через Большой Хинган была сохранена материальная часть артиллерии, конский состав, большое внимание уделялось личному составу батареи. За проявленное мужество и умелое руководство батареей Пересыпкин был награжден орденом Отечественной войны I степени.
После войны Пересыпкин Н.М. продолжал служить в Советской Армии на офицерских должностях, до 1947 г. находился на Квантунском полуострове, а затем служил в Новосибирске. В 1959 г. майор Пересыпкин был уволен в запас. В 1970-ые годы Николай Михайлович работал в нашем вузе.
Чеботарев Евгений Николаевич (1922–1994) после окончания школы был призван в армию, в 1942 г. окончил артиллерийское училище, служил в частях Дальневосточного фронта. В 1943 г. был направлен в Ульяновск на курсы усовершенствования офицеров, после окончания которых воевал на 1-м Украинском фронте (награжден медалями «За взятие Вены» и «За взятие Будапешта»). В июле 1945 г. с группой офицеров был переброшен на Дальний Восток, служил офицером специальной связи. С войсками прошел до Чанчунь (столица Маньчжурии), Мугдена. В 1946 г. из Китая переведен в 1-ю гвардейскую кавказскую дивизию в Уфе. После окончания войны Евгений Николаевич поступил в МГИМО, в 1948 г. перевелся в Киевский госуниверситет, который окончил с отличием в 1952 г. В 1970-ые годы Чеботарев Е.Н. работал старшим преподавателем на кафедре марксизма-ленинизма НИИГАиК.
Дегтярев Юрий Алексеевич (1916–1988) в 1940 г. окончил Харьковский инженерно-строительный институт по астрономо-геодезической специальности. С августа по ноябрь 1940 г. работал в Новосибирском аэрогеодезическом предприятии (АГП), затем был призван в армию. Один год служил рядовым в 33-м топографическом отряде (г. Хабаровск), а затем помощником командира взвода 69-го геодезического отряда. Старший сержант Дегтярев непосредственно не участвовал в боевых действиях, но пять лет служил на Дальнем Востоке, выполнял ответственные задания по картографированию труднодоступных территорий СССР. С 1942 по 1945 г. в летний период Дегтярев выполнял геодезические работы по развитию сетей триангуляции 2 класса (все виды триангуляционных работ: рекогносцировка, постройка знаков, наблюдения). В зимние периоды Дегтярев самостоятельно уравнивал сети триангуляции 2 и 3 классов. Два года Юрий Алексеевич работал в очень трудных горно-таежных условиях на полуострове Камчатка, где проявил много мужества и находчивости для преодоления бурных рек и восхождении на сопки высотой до 2000 м. За досрочное выполнение задания с отличным качеством старший сержант Дегтярев был награжден медалью «За боевые заслуги».
После войны Юрий Алексеевич вернулся в Новосибирское АГП, работал в камеральном производстве, в 1957 и в 1962 г. был начальником вычислительного цеха. С 1946 по 1963 г. Дегтярев Ю.А. внес 21 рацпредложение, некоторые из которых были отмечены премиями по конкурсу Главного управления геодезии и картографии. С 1964 по 1984 г. Юрий Алексеевич работал доцентом кафедры высшей геодезии НИИГАиК.
Кривых Владимир Дмитриевич на фронте воевал в составе 3-й Крымской дивизии в должности командира огневого взвода 122 мм гаубиц. Самые памятные и самые тяжелые для Владимира Дмитриевича бои произошли в Манчжурии: «Бойцы стрелкового батальона, который мы поддерживали артогнем, выбили японцев с занимаемых позиций и заняли их траншеи. Но противник заранее заминировал их и взорвал. После взрыва, оставшиеся в живых солдаты отступили. В результате мой взвод был отрезан от своих. Японцы обходным маневром стали нас окружать. Отступать было поздно, кольцо противника сжималось. Тогда я отдал приказ своему заместителю сержанту Кутенину, прорваться в дивизион и просить огонь на себя. Взвод занял круговую оборону и вел огонь из стрелкового оружия. Вскоре грянул залп гаубичной батареи, фугасным снарядом был взорван подземный склад боеприпасов противника. Шквал смертоносного огня нарастал, и японцы отступили».
Командир минометного взвода 70-го стрелкового полка 3-й стрелковой Крымской дивизии лейтенант Кривых был награжден медалью «За победу над Японией». После окончания войны Владимир Дмитриевич продолжал служить в армии. В 1966 г. начальник разведки полка майор Кривых был уволен в запас. В НИИГАиК он работал старшим инженером по мобилизационной работе, являлся начальником штаба гражданской обороны.
Горланов Василий Илларионович (1920–1986) был призван в ряды Красной Армии в Петропавловске-Камчатском, где он проживал и работал. Участвовал в боях с милитаристской Японией, был контужен. Награжден медалью «За победу над Японией». В нашем вузе Горланов В.И. работал заведующим лабораторией в 1970-ые годы.
Киричек Кондрат Кондратьевич (1908–1993) в 1936 г. окончил Томский госуниверситет по астрономо-геодезической специальности, до начала войны преподавал математику в средней школе г. Бердска. В июле 1941 г. Кондрата Кондратьевича призвали в армию. С июля 1941 г. по февраль 1942 г. он служил в 70-м геодезическом отряде Забайкальского фронта в качестве триангулятора, после чего его направили на курсы усовершенствования командного состава артиллерии Забайкальского фронта, где он проучился до июня 1942 г. По окончании курсов Киричек К.К. присвоили звание младшего лейтенанта и в должности командира топографического взвода направили в 175-й артиллерийский полк 36-й мотострелковой дивизии, в котором он прослужил до января 1944 г. С января 1944 г. и вплоть до демобилизации 31 января 1946 г. служил в 629-м артиллерийском полку резерва главного командования 39-й армии. За участие в боях Кондрат Кондратьевич награжден медалью «За победу над Японией». В нашем вузе Киричек К.К. работал с 1955 по 1960 г. сначала ассистентом кафедры геодезии, а затем старшим преподавателем кафедры высшей математики.
О своем отце вспоминает Юрий Кондратьевич Киричек: «От момента призыва до непосредственных боевых действий оставалось еще около четырех лет. Все это время на Дальнем Востоке полным ходом шла подготовка к возможной войне. В приграничной полосе требовалось создать непреодолимую линию обороны сухопутной государственной границы и морского побережья. Соединения и части не просто были приведены в боевую готовность – они рыли окопы, оборудовали командные пункты, прокладывали дороги, создавали противотанковые препятствия. Этим и занимался отец все это время, ночуя с такими же офицерами в выкопанной землянке с печкой буржуйкой. По рассказам отца зимы были очень суровые. Собственно боевые действия, в которых отец принимал участие, и закончившиеся разгромом Квантунской армии японцев, начались в августе 1945 года, а до капитуляции Германии, наши войска в Манчжурии стояли в полной боевой готовности и ждали вторжения японцев либо приказа к наступлению. Воевать отцу пришлось с японцами в Манчжурии в качестве командира топографического взвода. Он рассчитывал целеуказания и занимался корректировкой артиллерийской стрельбы. В своих воспоминаниях о боевых действиях, в которых он принимал непосредственное участие, отец отмечал храбрость японских солдат, доходящую до фанатизма. Видел он и камикадзе, которые приковывали себя к пулемету и стреляли в наших наступающих солдат до последнего патрона, а потом вспарывали себе животы. Одного такого, со вспоротым животом, но еще живого, он видел воочию.
Однако силы в это время были уже не равны, у нас было явное преимущество и в артиллерии и в танках, и самолетах, и живой силе, поэтому результат военной кампании с японцами был предрешен. С разгромом Квантунской армии и потерей военно-экономической базы в Северо-Восточном Китае и Северной Корее, Япония лишилась реальных сил и возможностей для продолжения войны.
В составе наших войск моему отцу пришлось освобождать Порт-Артур. Это случилось 22 августа 1945 г., наши войска вошли в Порт-Артур. Над крепостью был спущен японский флаг и водружен советский. Командующий 39-й армией генерал-полковник Людников И.И. стал первым советским комендантом Порт-Артура».
В СГУГиТ бережно хранится память о сотрудниках, преподавателях и выпускниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне, в том числе в боях с японскими милитаристами. Благодаря доблестной Красной Армии удалось в кратчайшие сроки разгромить Квантунскую армию и завершить Вторую мировую войну.
Материал подготовил А.В. Никонов – ведущий специалист Центра истории и культуры СГУГиТ.