Top.Mail.Ru

Герои в космосе: происшествия на космических кораблях «Союз»

Учебно-научный центр «Планетарий» подготовил серию публикаций, посвященных Дню защитника отечества.

Предлагаем вашему вниманию несколько историй о нештатных ситуациях в космосе, с которыми героически справились мужчины-космонавты.

Аварийная посадка «СОЮЗ-18-1»

5 апреля всё начиналось благополучно для командира Василия Лазарева и бортинженера Олега Макарова корабля «Союз-18-1». Традиционные предполётные процедуры, посадка экипажа в корабль, старт...

В положенный срок отделилась первая ступень, затем в расчётном режиме произошёл сброс головного обтекателя. На 261-й секунде полёта, вместо отделения второй ступени, ракету стало ощутимо раскачивать.

Сработала аварийная система отстреливания. Спускаемый аппарат «Союза-18» падал из космоса. В этих условиях перегрузки представляли прямую угрозу для жизни.

Василий Лазарев свои ощущения сравнивал с машиной, наехавшей прямо на грудь. В центрифуге при нагрузке в 10g лопались сосуды, но на экипаж «Союз-18» навалились перегрузки в 20g, а на несколько секунд до безумных 26g. У космонавтов отказало зрение, слух, и была зафиксирована остановка сердца.

В себя космонавты пришли, когда сработала парашютная система. Тренированные организмы выдержали немыслимые перегрузки, продлись они дольше, и выжить было бы не суждено.

«Прыжок в космос» занял чуть больше 4 минут, а вместе с посадкой полёт продлился меньше 22 минут. Но приключения экипажа продолжались.

В момент посадки над Лазаревым и Макаровым вновь нависла угроза гибели. По инструкции, экипаж после приземления должен был отстрелить парашют. Но так как при посадке в горном районе, спускаемый аппарат после отстрела парашюта может покатиться по склону с самыми печальными последствиями, экипажу «Союза-18» спасатели дали неофициальную рекомендацию: в случае чего сначала осмотритесь, а уж потом отстреливайте парашют. Это и спасло космонавтов. Когда они выбрались наружу, то обнаружили, что спускаемый аппарат стоит на склоне горы, в 150 метрах от пропасти, и не скатывается только потому, что парашют наглухо запутался в верхушках деревьев.

В месте посадки лежал густой снег, температура -7, и космонавтам необходимо было выживать в прямом смысле этого слова. Лазарев, не имея достоверных сведений насчёт места их приземления и опасаясь, что они приземлились в Китае, следуя инструкции, сжёг документы, касающиеся экспериментов, которые были запланированы для выполнения на орбите.

Приземлился к юго-западу от г. Горно-Алтайск, в 829 км к северу от границы с Китаем, в Восточно-Казахстанской области на высоте 1200 м на заснеженный склон горы Теремок-3.

Вертолёт высадил спасательную команду у подножья горы. Попытка подняться по склону горы вызвала снежную лавину, засыпавшую всю группу, вторая группа спасателей откопала своих товарищей (обошлось без жертв).

Космонавты были благополучно эвакуированы на вертолёте ВВС на следующий день после их обнаружения.

В СССР о неудачах космической программы редко сообщалось, и первая открытая публикация о полёте «Союза-18-1» появилась тоже не сразу.

Космонавтов за полёт отметили, но по «урезанному» варианту — по заведённому в СССР порядку, за второй полёт полагались вторая «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина, однако Лазарева и Макарова отметили только орденами Ленина за героизм.

"Аварийное спасение"

11 октября 2018 г ракета-носитель «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз МС-10» стартовала с космодрома Байконур на МКС. На борту корабля находились российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт НАСА Талер Хейг. Третье место на корабле занял контейнер с продуктами. Овчинин и Хейг должны были провести в космосе 187 суток. Но не в этот раз…

На второй минуте полета при отделении боковых ускорителей второй ступени на высоте 50 км возникла авария ракеты-носителя, после чего сработала система аварийного спасения. Космонавты испытали перегрузку в 6 g.

Верхняя часть головного обтекателя с бытовым отсеком и спускаемым аппаратом некоторое время находилась в свободном суборбитальном полёте. Командир корабля Алексей Овчинин сообщил по радиосвязи, что они ощущают невесомость. Космический аппарат достиг максимальной высоты 93 км.

В дальнейшем корабль разделился на отсеки, и спускаемый аппарат с экипажем приземлился на парашюте в 25 км от города Жезказган (Казахстан) примерно в 400 км от места старта. Космонавты вышли на связь. С места аварийной посадки они были перевезены в Жезказган, и после прохождения медицинского обследования транспортированы на Байконур.

Полёты ракет-носителей «Союз» были временно приостановлены, а даты выходов в открытый космос Овчинина и Хейга перенесены.

По результатам расследования комиссии было установлено, что в процессе сборки ракеты-носителя на космодроме Байконур была допущена ошибка, которая привела к изгибу на 6°45’ штока концевого выключателя одного из блоков. Похожая авария ракеты-носителя Союз-У произошла 26 марта 1986 г, вызванная также деформацией штока при сборке.

Авария на более позднем участке полёта и сильнейшими перегрузками произошла в 1975 г, когда экипаж "Союза-18-1" (Василий Лазарев и Олег Макаров) из-за проблемы с третьей ступенью "Союза" совершили суборбитальный полёт и приземлились в горах Алтая.

Космонавты Алексей Овчинин и Тайлер Хейг были награждены Орденами Мужества «за мужество и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряжённых с повышенным риском для жизни при возникновении нештатной ситуации на космодроме Байконур».

  • Фото 1
  • Фото 2
  • Фото 3
  • Фото 4
  • Фото 5
  • Фото 6